Суббота, 20.04.2024, 04:00
Главная | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Разное » Курилка » Ярга-свастика (дискредитированные символы)
Ярга-свастика
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 11:30 | Сообщение # 1
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline
Не знаю. правда или нет.
Фрагменты книги "Ярга-крест и свастика: народная исконь в науке" П. И. Кутенков, А. Г. Резунков

...
До 1924 г. яргу всё ещё продолжали использовать в нарукав­ных знаках красноармейцев и краскомов ряда частей, изображали на первых советских бу­мажных деньгах, выпущенных по распоряжению В.И. Ленина, до конца 1920-х гг. её продолжали изучать в ис­следовательских учреждениях СССР.
Прикрепления: 7090373.jpg (226.1 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 11:33
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 11:34 | Сообщение # 2
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline
Нарукавная нашивка с яргой использовалась в ряде подразделений Красной Армии на Юго-Восточном фронте. Введены Приказом по войскам Юго-Восточного фронта №213.     Гор. Саратов 3 ноября 1919 г.

Прикрепления: 1770225.jpg (51.3 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 11:34
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 11:36 | Сообщение # 3
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline
Награда в Красной Армии в 20-30-ые годы. Надпись "РСФСР".

Прикрепления: 7881109.jpg (60.9 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 11:36
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 11:39 | Сообщение # 4
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline
Российские денежные знаки с косой яргой: государственные кредитные билеты Временного правительства, выпущенные в 1917 г.

Прикрепления: 5124167.jpg (150.2 Kb) · 4267819.jpg (96.9 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 11:39
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 11:42 | Сообщение # 5
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline
Первые советские деньги достоинством в 10 000 и 5 000 руб., выпущенные в 1918 г.  Каждая имеет по три ярги в середине и по сторонам.



После 1930 г. очень редко в научных работах встречается какое-либо упоминание о крючковатом кресте. Это было время, когда занятие русской историей или же
употребление понятий «русская история», «краеведение», «русская народ­ная культура» в статьях, книгах считалось вредительством, а учёных, их
использовавших, относили к врагам народа со всеми вытекающими последствиями.
И в послевоенных исследованиях, имеющих непосредствен­ное отношение к теме ярги, продолжал действовать запрет на этот знак. Учёные всячески избегали упоминаний слова «сва­стика», употребляя вместо него «крест с загнутыми конца­ми», «солярный знак», «крюковый знак», «вихревая розетка», «вращающаяся розетка» и т. д. Такой подход большинства исследователей следует признать оправданным, учитывая пе­чальную участь сосланных и расстрелянных крупных учёных и исследователей по славистике, русской истории и народо­ведению многих народов России.

   Т.И. Дронова так сегодня описывает общую обстановку в отношении исконной культуры у старообрядцев Усть-Цильмы Вятской земли. Гонения начались с времени раску­лачивания, когда отбирали всё, в том числе народную одеж­ду. Борьба коммунистической власти против исконного уси­лилась в 1950-х гг.  Хотя
формально никаких нормативно­правовых документов и постановлений, запрещавших носить народную одежду, не существовало, всё традиционное вос­принималось
представителями сельской власти отрицатель­но. Одежду, как устаревшую, запрещали носить специали­стам госучреждений, а иногда изгоняли и сельских
жителей, приходивших в традиционной одежде туда с личными вопро­сами.

   Вполне очевидно, что из­гнание жителей в народной одежде из государственного учреждения народного государства (коим себя мнило Ком­мунистическое правление), могло происходить только по его указанию или с его молчаливого согласия.
Прикрепления: 1991829.jpg (253.4 Kb) · 9679142.jpg (131.5 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 11:44
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 11:46 | Сообщение # 6
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline
Образцы одежды
Прикрепления: 7736490.jpg (59.7 Kb) · 3430456.jpg (68.1 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 11:52 | Сообщение # 7
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline


   В ходе полевых исследований в 1998 г. П.И. Кутенков за­писал рассказ крестьянки А.С. Герасиной (1926 г. р.) о том, как в детстве ей довелось быть свидетельницей мракобесия комсомольцев села Ушинки Пензенской области в 30-х гг. 20 в. Они оцепили церковь, в которой служили обедню по случаю Годового праздника. И когда бабы вышли из церкви в своих красивейших срядах, сплошь покрытых яргами, то комсомольцы стали силой снимать нагрудники, запоны, по­нёвы и сбрасывать в общий ворох. Содрав со всех баб одеж­ды с яргами, они облили ворох одежды керосином и сожгли.
   Другой случай, о котором сообщила та же А.С. Герасина, показателен как пример отношения власти в эти годы к за­претному знаку. К соседям её родителей приехал уполномо­ченный по заготовкам и налогам. Гостя посадили за стол на почётное место, возле красного угла, убранного по- праздничному. Он спокойно ел, покуда не увидел в красном углу на полотенце изображения ярги. Тогда уполномоченный поперхнулся, бросил ложку и закричал: «Что это за нацист­ские знаки?» — указывая при этом на яргические концы по­лотенец, обрамлявших иконы. И лишь убедившись, что ярги и кривоноги украшают полотенца в красных углах всех изб села, изображены на всех бабьих и женских одеждах, рети­вый начальник вынужден был отказаться от подозрения сво­их гостеприимных хозяев в шпионаже в пользу Германии.
Прикрепления: 2159314.jpg (61.7 Kb) · 8214677.jpg (91.0 Kb) · 7302219.jpg (124.3 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 11:53
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 11:54 | Сообщение # 8
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline


    Подобный случай описывает учитель и краевед из Усть-Печенги Тотемского района Вологодской области А.Кузнецов. В деревню его предков Ихалицу накануне
Великой Отечественной войны заехал сотрудник НКВД и заночевал у председателя колхоза. Во время ужина он заметил висевшее на божнице полотенце-убрус, в
середине которого светом лампады высвечивалась большая сложная ярга, а по краям шли узоры из небольших ромбических крестов с за­гнутыми концами. От возмущения глаза у гостя стали ярост­ными. Лежавшей на печи старой матери председателя еле удалось успокоить разбушевавшегося гостя и объяснить ему, что помещённый в середине убруса знак не свастика, а «Кос­матый Ярко», и что узор на боковых полосах  - это «гуськи». На следующий день сотрудник НКВД обошёл всю деревню и убедился, что «ярки» и «гуськи» имеются в каждом крестьянском доме.
    В с. Секирино Рязанской обл. бывший почтальон (1970-е годы) рассказала, что ей не выдавали установленную для них одежду, обувь по той причине, что она ходила в понёве. «Вот скинешь поньку, так и выдадим положенную форму», - отве­чал на её вопросы начальник почты.
В 1960-х годах в с. Чернава, где пожилые бабы и сегодня продолжают носить свою понёвную сряду, их пугали высылкой на Колы­му, требуя снятия понёв.
    В деревнях Горы, Михайлово, Прусово, Абакумово Тор­жокского уезда Тверской (Калининской) области до войны в 30-е годы представители новой коммунистической власти за­ставляли жителей убирать с домов наличники, двери и другие предметы, содержащие ярги-вьюны. В частности, по указа­нию сверху, этим занимался председатель колхоза А. Кали­нин (записано от Яковлева Николая Васильевича).
    Некоторые перипетии «борьбы» с яргой хорошо отражены в материалах первого номера журнала «Источник» за 1996 г. Здесь, в частности, пишут, что 9 августа 1937 г. в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) об­ратился управляющий Московской областной конторы Метисбыта товарищ Глазко с образцом маслобойки, изготов­ленной на заводе № 29, с лопастями в виде «фашистской сва­стики». В ходе расследования был установлен факт изготов­ления в 1936-1937 гг. 55763 маслобоек с яргой.    Обратив­шийся с заявлением просил направить дело в НКВД и указал ряд фамилий «виновных». Он писал: «Выпуск маслобоек, ло­пасти которых имеют вид фашистской свастики, считаю де­лом вражеским». Через два месяца Бюро комиссии партийно­го контроля при ЦК ВКП(б) приняло решение передать дело в НКВД. При этом было учтено обязательство Л.М. Кагановича изъять в течение месяца лопасти маслобоек, имеющие вид нацистской свастики, и заменить их другими по виду.

   Во время Великой Отечественной войны идеологическая борьба с яргой-свастикой усилилась. Работники Каргопольского краеведческого музея уничтожили целый ряд редчай­ших вышивок, содержащих ярги-солнца. Подобное истребление музейных ценностей, со­держащих яргу, в это время проводилось повсеместно, и не только в музеях.
Прикрепления: 7634372.jpg (51.7 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 11:56
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 11:57 | Сообщение # 9
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline


Известны действия спецотрядов НКВД на Русском Севере во время войны по изъятию и уничтожению вещей с яргами-сонцами у сельского населения. Лопари (ко­ренные жители Севера) также до сего времени хранят память о 40 гг. прошлого столетия, когда им запретили вышивать крест с загнутыми концами на одеждах, исконно бытовавших в их культуре.
    В это грозное военное время был дополнительный предлог по искоренению опасного знака: ярга вычленялась средства­ми искусства знаком врага, представлялась знаком изувер­ства и нечеловечности. Такой образ божественного знака продолжает бытовать в подсознании нескольких поколений, выросших в СССР.
Прикрепления: 3651996.jpg (127.4 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 11:57
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 11:59 | Сообщение # 10
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline

  
Основатель музея «Смоленские украсы» В.И. Грушенко, в продолжение тридцати лет исследовавший Смоленщину от края и до края, где ярги-кресты пронизывают все стороны народной культуры, рассказал такой случай. В 80-е годы 20 столетия, будучи в Демидовском районе, зашёл он в местный краеведческий музей к
директору, которого застал за любо­пытным занятием. Директор, немолодой уже мужчина, на своём рабочем месте корпел над тканьём, срезая бритвой кресты с
загнутыми концами с музейных божников-полотенец. Нисколько не смутившись, он пояснил, что ему неудобно перед посетителями и гостями, а особенно перед
начальством, за «фашистскую свастику» на местных божниках. Пример показывает, сколь сильна была большевистская «противояргическая прививка» у старшего
поколения спустя 60 лет после запрета креста с загнутыми концами.
    Н.Р. Гусева так описывает время забвения и подавления ярги-свастики в общественной мысли и науке советского времени:
В публикациях, особенно в послевоенных издани­ях, свастику изгоняли со страниц книг, и такое отношение можно понять, но трудно простить — ведь описание орна­мента является строгим историческим источником, и такие искажения в передаче информации мешают учёным прихо­дить к должным выводам.
   Она полагала, что запрет властей на свастику можно сравнить с действиями градоначальника города Глупова из известного сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина,
когда тот по приезду сжёг гимназию и запретил науки. Можно написать указ о за­прете солнца, но нельзя запретить его ежедневный восход, дарующий свет Земле.
Прикрепления: 0261892.jpg (92.6 Kb) · 7994814.jpg (54.5 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 12:00
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 12:01 | Сообщение # 11
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline
Б.А. Рыбаков в знаменитых трудах о древнейшей матери­альной культуре славян и русов, об основах их мировоззре­ния, как правило, обходился весьма ограниченным количе­ством изображений и упоминанием ярги, глубоко рассматри­вая при этом её природу и значение в обширных текстовых построениях. С чем же связана такая «скромность» в отно­шении к широко известному знаку? Ответ для исторической и археологической наук сегодня не может быть однозначным. Его поиск осложняется двумя явлениями.
    В труде «Языче­ство древних славян» Б.А. Рыбаков, опираясь на идеи В.А. Городцова, опубликовал из его работы рисунок северо­великорусской вышивки. Эта
классическая в науке ссылка на основополагающие идеи, подкреплённая к тому же и сним­ками, доказательно подтверждает мысли самого учёного. Од­нако один и тот
же рисунок у В.А. Городцова и у Б.А. Рыбакова несёт различную смысловую нагрузку . Вместо трёх ярг как у В.А. Городцова у Б.А. Ры­бакова на их местах
помещены равносторонние кресты. Вместе с тем, например, А.К. Амброз в своей статье, ссылаясь на тот же рисунок В.А. Городцова, дал его прорись без
искажений, с яргами.

Прикрепления: 5693352.jpg (80.4 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 12:02
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 12:03 | Сообщение # 12
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline
Объяснение подмены Б.А. Рыбаковым ярги на косой крест видится в следующем. Журнал «Советская археология» со статьёй А.К. Амброза издавалась малым выпуском, предна­значенным только для ограниченного круга исследователей. Труд же Б.А. Рыбакова был издан и переиздан стотысячными выпусками, доступными для миллионов читателей, не подо­зревающих о подобном искажении научной истины. Можно привести и другие примеры изобразительной подмены ярг в выдающемся труде Б. А. Рыбакова.
Установленное нами событие искажения Рыбаковым русского узорочья совершенно недавно получило точное объяснение.
Но прежде ещё приведём пример яркого явления запре­та на яргу и свастику в трудах русских советских учёных. Изучая известные работы С.В. Жарниковой по русскому народному и индоевропейскому узорочью, мы обратили вни­мание на её статью в Международном сборнике 1984 г. Сборник учёных международного уровня был издан в Москве на одном из иностранных языков, под покровитель­ством ЮНЕСКО. В статье представлен широкий ряд из ярги- ческих и свастических знаков [Zharnikova S., 1984, вып. 6, рис. 1-61]. Всего показано шестьдесят одно яргическое и свастическое изображение, они все обозначены числами. Сложности перевода и интерес к статье был столь большим, что мы нашли копию, повтор этой статьи на русском языке, выпущенной в 1985 году в той же редакционной коллегии [Жарникова С.В., 1985, вып. 8, рис. 1-51].
Каково же было наше удивление, что в рисунках статьи, изданной на русском языке, мы не увидели образцовых и классических ярг и сва­стик. Часть рисунков исчезла бесследно, другая часть была заменена иными узорами. Исследование текста показало, что вырванных листов нет, подчисток также. Куда из статьи делись двадцать рисунков с яргами? Через несколько лет, уже общаясь со С.В. Жарниковой, мы услышали из её уст по это­му поводу следующее. Когда сборник был готов к изданию, его прочитали соответствующие товарищи из ЦК партии, как было принято. Бьющие в глаза ярги им не понравились, о чём было сказано Б.А.
Рыбакову, отвечавшему за содержание.

С.В. Жарникова рассказывает это так:
И вот звонит Борис Александрович мне домой и говорит, что Светлана Алексан­дровна, нужно немного статью подправить. Вот свастики, самые такие, необходимо из статьи убрать. Я ему отвечаю. - Борис Александрович, так ведь уже статья вышла у нас в Москве, с этими рисунками! Рыбаков: - Так это для ЮНЕ­СКО, за рубеж. ... В ЦК просили убрать свастики. Понима­ешь, 40 годовщина Победы над нацизмом (разговор был в преддверии Дня Победы). Неудобно.... Я же тоже в работах вынужден свастики заменять на косые кресты. В итоге ста­тья была обрезана на два добрых десятка образцовых ярг и свастик, часть которых заменена иными узорами.



Это рисунки
с яргами и свастиками, изъятыми из научной работы по цензурным соображениям.
Прикрепления: 7350582.jpg (83.6 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 12:05
 
СпечиванДата: Суббота, 11.04.2015, 12:06 | Сообщение # 13
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline
Запрет
начертания и написания очевиден и в опубликованном изображении глиняного сосуда, найденного в Самарре и датируемого 4 тыс. до н.э. В послевоенных
изображениях этого памятника срединная свастика, как правило, отсутствует. Так, на задней обложке научно-просветительской книги А.Л. Монгайта «Археология и
современность» изображение ярги полузатёрто, чем создаётся ложное впечатление о плохой сохранности подлинника.



* Слева оригинал, справа изображениена обложке книги А.Л. Монгайта.

  В 1960 г. появляется одна из первых советских работ, пол­ностью посвященная смыслам знаков культов небесных све­тил в Древней Руси. Её сочинитель В.П. Даркевич сразу же подчеркнул отсутствие научной ли­тературы по проблеме ярги у восточных славян. Рассматри­вая крючковатый крест и другие солнечные знаки, учёный ни словом, ни мыслью не подверг сомнению положительное значение ярги и не вложил чего-либо отрицательного в её смысл, хотя для поколения В.П. Даркевича и его научных ре­дакторов Великая Отечественная война 1941—1945 гг. оста­лась вечно живой по своим страшным результатам. Тем не менее, сознание современников не связывало ужа­сы войны со знаком ярги.

Ярга наряду с другими знаками - крестом, кругом, колесом - выступает явлением «настолько устойчивым, что в качестве декоративных элементов сохра­нилась в народных узорах (резьба по дереву, вышивка) до наших дней». Учёный под­чёркивает продолжающее бытование ярги-креста в русской народной культуре во второй половине 20 века.

    В.П. Даркевич считал «прямолинейные» и «криволинейные» ярги повсе­местно распространёнными в Древней Руси в значении огня и солнца. Им была составлена
таблица народно­православных знаков небесных светил, встречающихся в средневековых русских украшениях, где широко представле­ны и яргические образы.
Яргу и её разновидности Даркевич относил к древним начертаниям, присущим духовной куль­туре родноверческого мировоззрения русичей и дошедшим до
современности в неизменных видах в русской народной культуре.
...
Для  современного общественного мнения (мы его отделяем от народного) среди наших соотечественников тоже характерно недопонимание историко-культурного значения ярги не только для русской культуры, но и для культур большинства народов России. У народов России ярга и свастика также являются одним из основных знаков одежды, знаковых средств обрядов и обычаев. Существующий ныне законодательный запрет на нацистскую знаковость трудно отделить от запрета на использование ярги, и поэтому он, по сути, продолжает общекультурную политику большевиков-ленинцев 20-30-х гг. 20 в. запрещавших Бога, веру и русскую народную культуру. Вне всякого сомнения, это касается и других народов в определённой мере.
Прикрепления: 7145335.jpg (27.1 Kb)


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.

Сообщение отредактировал Спечиван - Суббота, 11.04.2015, 12:08
 
jurka1168Дата: Понедельник, 13.04.2015, 13:40 | Сообщение # 14
Командир по части РККА
Группа: РККА
Сообщений: 110
Репутация: 6
Статус: Offline
А в чём сомнения? Называйте как хотите, а свастика - один из древнейших символов. И борьба с ней лишена всякого смысла. Борьба возможна только с живыми людьми и их идеями. Общественное мнение - величина переменная. Нацисты, знаете - ли и пиво варили, и хлеб пекли, и искусство ценили. Дальше что?
 
СпечиванДата: Понедельник, 13.04.2015, 21:31 | Сообщение # 15
Schütze
Группа: I.R. 17
Сообщений: 780
Репутация: 7
Статус: Offline
Цитата jurka1168 ()
Называйте как хотите, а свастика - один из древнейших символов
Это как раз не вызывает сомнений.  Я о другом. Об орденах, нашивках и деньгах.  Действительно ли они существовали в таком виде?


Если у вас нет врагов, значит вы плохо разбираетесь в людях.
 
Форум » Разное » Курилка » Ярга-свастика (дискредитированные символы)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024