Вторник, 19.11.2024, 01:21
Главная | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Действия 160 пп в 1903 г. в Гомеле во время еврей-го погрома
UffzkolotДата: Пятница, 27.12.2013, 03:28 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 2035
Репутация: 11
Статус: Offline
29 августа – 1 сентября 1903 г. подразделения Абхазского полка, находившиеся под командованием капитанов Сергеева, Архарова, Горсткина и др., участвовали в ликвидации еврейского погрома в Гомеле. 3-я, 6-я и 15-я роты Абхазского полка надежно прикрыли буржуазный центр города и фактически направили одураченных рабочих в кварталы такой же, как и они, еврейской бедноты – на «Америку», «Кагальный Ров», «Кавказ». Во время столкновений офицеры приказывали солдатам открывать огонь прежде всего по силам еврейской самообороны. На «Кавказе», вот здесь, рядом со сборным пунктом и казармами Абхазского полка, погромщики спокойно грабили лавки на глазах командовавшего подразделением «абхазцев» капитана Лысенко, который отказался выступить против громил.

В частности из статьи : Революционное движение в Гомеле накануне и в период первой российской революции (1905-1907гг.): противостояние черносотенцев и революционеров Автор:Глушаков Ю., Карасев А.
"29 августа 1903 г. на городском рынке. После столкновения между лесником имения кн. Паскевича С.Шлыковым и торговкой рыбой Э.Малицкой группа погромщиков набросилась на еврейские торговые ряды, принялась избивать продавцов и разбрасывать товар, но очень скоро была оттеснена самообороной в парк Паскевича. Вооружившись здесь дубинами, погромщики с присоединившимися к ним княжескими слугами вновь попытались перейти к нападению, но были решительно остановлены отрядами самообороны. Тогда на помощь погромщикам пришли войска и полиция, арестовавшая многих самооборонцев, в том числе и одного из руководителей Гомельского комитета Бунда С. Гезенцвея.

Через 2 дня после того, как разъехавшиеся на праздник по домам в деревню т.н. "христианские" рабочие ж.-д. мастерских вернулись в Гомель, группой антисемитски настроенных чиновников и предпринимателей, в которую входили купец Петроченко, пом. начальника ж.-д. мастерских Котельников, пом. мастера С.П.Ляхов, главный кондуктор Полесских железных дорог С.Н.Макасевский, конторщик Васильев, при активном содействии части полицейского начальства (по некоторым данным, исправника Еленского, пристава Чарнолусского, пом. пристава Бржозовского), в понедельник 1 сентября 1903 г, в Гомеле был организован погром. Усилия полицмейстера Ф.М.Раевского по предотвращению антисемитских беспорядков не увенчались успехом. Несколько сотен ж.-д. рабочих, подстрекаемых своими начальниками - черносотенцами и полицейскими, двинулись в центр города и по улице Замковой принялись громить еврейские дома и лавки. Подразделения 160-го пехотного Абхазского полка выступали, в основном, на стороне черносотенцев, прикрывая последних от отрядов самообороны, немедленно бросившихся навстречу погромщикам (по мнению В.А.Михедьки, исследовавшего проблематику организации погрома, его начало было намеренно приурочено к возвращению полка из летних лагерей). Войска и полиция не дали пройти буйствующей толпе к кварталам еврейской буржуазии в центре города и направили черносотенцев в районы проживания еврейской бедноты, где и базировались, в основном, революционные организации. Войска вели по отрядам самообороны ружейный огонь, однако упорное сопротивление рабочих все же не дало принять погрому такие масштабы, как, например, в Кишиневе, и повлечь за собой такое же количество жертв (по официальным данным, было убито 4 еврея и 4 христианина, по неофициальным данным, евреев в Гомеле было убито 10 человек и ранено 160) . "
 
UffzkolotДата: Пятница, 27.12.2013, 03:53 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 2035
Репутация: 11
Статус: Offline
из статьи Платонова Олега Анатольевича
ПОГРОМЫ В РОССИИ, В К. XIX — Н. XX В. ОДИН ИЗ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ МИФОВ СИОНИСТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

"Например, в Гомеле сионисты и связанные с ними бундовцы организовали «отряды самообороны», якобы против погромов, а на самом деле для убийств русских людей. Вооруженные револьверами еврейские громилы, насчитывавшие около 200 чел., устраивали провокации против христиан, что показали события в Гомеле осенью 1903. Как отмечал свидетель этих событий, русский общественный деятель П. Крушеван, «ожесточение евреев (управляемых сионистами) против русских до того велико, что еврейская масса, не отдавая себе отчета, не задумываясь над всем, чем рискует, дает волю чувству стихийной ненависти, накипевшей веками».

«По полученным дополнительно сведениям, во время прекращения беспорядков в г. Гомеле 1 сент. местные жители евреи, вооруженные ножами, кинжалами, кистенями и револьверами, оказывали сопротивление не допускавшим их до свалки с христианами войскам, причем стреляли в нижних чинов из домов и из-за заборов. Фельдфебель 6-й роты Абхазского пехотного полка ранен ножом в шею евреем в то время, когда хотел задержать стрелявшую в него в упор еврейку, успевшую скрыться. Всего во время свалки, а равно при подавлении беспорядков войсками убито 4 христианина и 4 еврея, ранено 7 христиан и 8 евреев, из коих один умер. По настоящее время число приведенных в известность разгромленных домов и лавок достигает 200. Арестовано 68 лиц, принимавших участие в буйстве. Случаев грабежа имущества не было. Спокойствие в городе охраняется войсками. По отзывам войсковых начальников и лиц судебного ведомства, действия полиции при подавлении беспорядков представлялись безупречными и только благодаря распорядительности полицмейстера беспорядки ограничились сравнительно незначительным районом и не распространились на весь город. Причина беспорядков, по общему убеждению благонамеренной части населения, — крайне враждебное и вызывающее отношение к христианам со стороны местных евреев» («Правительственный вестник»).
 
UffzkolotДата: Пятница, 27.12.2013, 03:53 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 2035
Репутация: 11
Статус: Offline
«29 авг. по случаю праздника торговля началась поздно; приехавших крестьян было порядочно; около 5 час. дня на базаре крестьянин-лесник из имения кн. Паскевича покупал селедки; купив две штуки, расплатился и начал пересматривать остальные в бочке селедки, желая еще купить; еврейка, продававшая селедки, сказала ему: “Что ты там смотришь, ведь не купишь!” — на что лесник отвечал: «Захочу, так все и куплю” — и, сторговавшись с еврейкой за селедки и заплативши деньги, хотел забрать бочонок; присутствовавшие здесь же евреи нашли, что селедки проданы дешево и начали отнимать у него бочонок, а еврейка плюнула ему в лицо; лесник дал ей пощечину, муж торговки ударил лесника, а лесник ответил ударом. Находившийся поблизости городовой хотел арестовать лесника и еврея и доставить в участок для составления протокола, чему евреи воспротивились и стали бить лесника, другие же евреи тоже приняли в этом деятельное участие; видевшие все это русские заступились за лесника, и началась драка; вслед за сим евреи заперли лавки и, вооружившись чем попало — палками, камнями, разным железным материалом, как-то: болтами, ломами, гирями, кистенями, — начали избивать русских, начался форменный погром русских евреями. Озверевшая толпа евреев избивала всех русских, кто только попадался на глаза; стоявших на площади крестьян с возами евреи начали бить так, что те, бросая свои покупки и прочие вещи, уезжали домой, спасая свою жизнь; при этом один из мастеровых, посланный хозяином на базар, получил удар кинжалом в шею около позвоночного столба, и когда его доставили в больницу, то он немедленно умер. Много было тяжело и легко раненых, но из них только 7 чел. были в больнице на перевязке и тотчас же уехали домой, и еще больше, не обращаясь в больницу за помощью, поехали назад по домам, лишь бы спасти свою жизнь. Все это началось в 5 час. вечера; через полчаса все евреи заперли свои лавки. Когда полицмейстер прибыл на место свалки с городовыми, то евреи носились по улицам ураганом группами по 50 и более чел. с камнями и оружием, а также бомбардировали и пожарную команду, куда скрылись русские. Разогнав толпу евреев с базара, помощник пристава опять возвратился на базар, где они опять начали собираться, полицмейстер же с другими чинами полиции находились на прилегающих вблизи улицах, т. к. они все более и более собирались, многие из еврейских купцов и приказчиков подстрекали толпу на побоище, что “это не Кишинев и они покажут, что это такое”. Около базара же опять собралась толпа человек в 300 и более, вооружившаяся, и начала наступать на помощника пристава и городовых, осыпая их камнями, а также и из дворов домов; при этом ими даже были произведены выстрелы из револьверов в полицейских чинов, после чего городовые стреляли вверх, на воздух, вследствие чего толпа отступила; наконец, вызваны были солдаты и все успокоились. Бросавшие камнями из дворов были арестованы. Суббота, т. е. 30 авг., прошла тихо. Евреи ходили с самодовольными физиономиями, ироническими улыбками и говорили, что “это не Кишинев, их здесь больше, они все вооружены и они покажут себя”».
«В воскресенье после 12 час. дня распространился слух, что на окраинах собираются рабочие с целью устроить погром. Евреи начали ходатайствовать о назначении патрулей и об усилении наблюдений со стороны полиции за их безопасностью. Меры все были приняты, но после 12 час. дня в понедельник, т. е. 31 авг., когда было время обеда для рабочих мастерских Либаво-Роменской и Полесских ж. д., евреи где-то на окраине побили русских; узнав об этом, рабочие там же, т. е. на окраине, разгромили несколько домов, после чего евреи, узнав об этом, стали туда стекаться, вооружаясь чем попало, и по дороге чуть не разбили оружейный магазин — еврейский же, требуя выдачи оружия и патронов, но были вовремя задержаны полицией. Все евреи были чем-нибудь вооружены, т. ч. арестовывать их пришлось с помощью солдат.
После этого с 6 час. вечера начался разгром на окраинах, т. к. солдаты были сосредоточены в центре города. Разгромлено 140 еврейских домов, не считая имущества. На базаре разбито несколько небольших лавчонок да сараев с арбузами, а также ночью на пристани лавки и заезжий дом. У задерживаемых евреев находили у каждого какое-нибудь оружие до револьверов включительно. Во вторник они уезжали целыми семействами; 3 сент. приехал в Гомель губернатор» («Варшавский дневник»)."
 
UffzkolotДата: Пятница, 27.12.2013, 04:21 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 2035
Репутация: 11
Статус: Offline
«Рапорт Могилевского губернатора
Государю Николаю Александровичу
Могилев 4 сентября 1903 г.

Всеподданнейше доношу Вашему Императорскому Величеству о выдающемся происшествии в Могилевской губернии.

29 августа в городе Гомеле, на базарной площади крестьянин, поспорив с еврейкой из-за доброкачественности товара, ударил ее по лицу селедкою. Тотчас, по данному сигналу, толпа евреев бросилась на крестьянина, за которого заступились бывшие на базаре русские, и произошла драка, во время которой ранен колющим оружием христианин, вскоре умерший. Когда толпа была рассеяна, из выделившейся группы евреев посыпались в чинов полиции камни и был сделан выстрел, на который полицейский чиновник отвечал выстрелом на воздух, случайно легко ранив при этом одного еврея. В этот день евреи считали себя победителями и открыто этим хвастались. 1 сентября группа рабочих из прилегающих к городу железнодорожных мастерских в 12 часов дня, расходясь на обед, вступила в город с явным намерением произвести насилие над евреями, но, встреченная полицмейстером с военным патрулем, хотя и успела разбить двери и окна в ближайших еврейских домах, но вскоре успокоилась, и порядок был бы водворен, если бы в то же время не появилась из города толпа евреев до 800 человек, вступившая тут же в борьбу с полицией, намереваясь напасть на рабочих, причем был тяжело ушиблен полицейский чиновник. Тогда рабочие, к которым успели присоединиться городские мастеровые, начали разгром еврейских домов. С самого начала беспорядка были вызваны войска, и задачей полиции, при помощи трех рот 160 Абхазского полка было недопущение столкновения двух скопищ – христианского и еврейского – и предупреждение проникновения бушевавшей толпы в центр города. Вскоре прибыли еще несколько рот того же полка. Из толпы евреев, состоявшей преимущественно из молодых людей, ожесточенных не менее христиан, сделано было несколько револьверных выстрелов в оцепивший ее воинский отряд, который вынужден был дать залп, другой залп направлен был в христианскую толпу, после чего в 3 1/2 часа дня порядок был восстановлен. К 5 часам беспорядок возобновился на одной из окраин города, но вскоре был прекращен, причем войсками был дан один залп в христиан. Центр города, где помещаются лучшие здания и торговые заведения, совершенно уцелел, на окраинах же разгромлено, но не разграблено до 200 еврейских домов. При действии войск и во время драки огнестрельным оружием убито: 2 еврея, 2 христианина, ранено 5 евреев, 4 христианина, режущими и колющими орудиями убито 2 еврея, 2 христианина, ранено 3 еврея, 3 христианина. Из воинских чинов легко ранен фельдфебель и легко ушиблено 4 нижних чина.
 
UffzkolotДата: Пятница, 27.12.2013, 04:21 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 2035
Репутация: 11
Статус: Offline
Хотя происшествию этому придается характер еврейского погрома, но считаю долгом свидетельствовать перед Вашим Императорским Величеством, что главными виновниками события стали сами евреи. Подпольною антиправительственною пропагандою они возмущают рабочий класс, подстрекая к беспорядкам, которые при первом подходящем случае отражаются на них же самих вследствие их вызывающе дерзкого пренебрежительного отношения к христианам.

По прибытии в Гомель я из беседы с представителями еврейского населения и между прочим с лицами интеллигентными убедился, что они за евреями не признают вины даже в событиях августа и 1 сентября, обвиняя правительство в непринятии мер к защите их от христианского населения.

В настоящее время в Гомеле все спокойно. Н.М. Клининберг».
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024